Река Усьва
У́сьва — река в Пермском крае, правый приток Чусовой.
Начинается на западном склоне Главного уральского хребта у подножия горы Хариусная, течёт в южном направлении и впадает в Чусовую у города Чусового.
Длина — 266 км, общая площадь водосбора — 6170 км², средняя высота водосбора — 390 м.
Средний уклон — 1,4 м/км. Населенных пунктов на Усьве мало, их все можно легко перечислить:
Средняя Усьва, Безгодово, Громовая, Усьва, Мыс, Бобровка и, наконец, город Чусовой.
Самые крупные из них – Усьва и Чусовой. Основные притоки:
левые: Малая Хариусная, Большая Хариусная, Порожная, Вильва;
правый: Сурья, Берёзовка, Перша, Тулумовка. Долина Усьвы извилистая. Берега крутые и скалистые, покрыты лесом.
река Усьва, Пермский край На берегах Усьвы найдены железные руды и магнитный железняк.
Река использовалась для сплава. Так, в 1899 году было отправлено 5 плотов общим весом 990 тысяч пудов (около 16 тысяч тонн).
На языке коми-пермяков «Усьва» означает «падающая с шумом вода». Такое название река получила не случайно: на всем ее протяжении много порогов и перекатов.
Впрочем, с языка манси Усьва — «Узкая река», потому что она буквально прорезает горные массивы Урала.
река Усьва, Северный Урал ТУРИЗМ НА РЕКЕ УСЬВА
Река очень популярна среди любителей сплавов. Наилучшее время - с мая по сентябрь, хотя река начинает вскрываться от льда уже в конце апреля. Сплав по Усьве не сложен, но требует внимания, так как на всем протяжении реки насчитывается около 200 перекатов, кроме того, есть участки с порогами. Первая серия порогов - Сухие пороги, - начинается после впадения в Усьву речки Порожной.
Их прохождение на плоту возможно только при высокой воде. Шумихинский порог будет сразу за устьем речки Нырок. Он не представляет какой-либо сложности. Ниже по течению, в черте поселка Усьва есть Усьвинский порог, за которым тянется длинный перекат.
В реке водятся хариус, таймень, язь, голавль, в нижней части — щука, окунь и другие породы рыб.
Варианты маршрутов по Усьве:
Пос. Средняя Усьва - пос. Безгодово - пос. Громовой - станция Усьва (193 км) Пос. Безгодово - пос. Громовой - станция Усьва (порядка 66 км) Станция Усьва - пос. Мыс (порядка 40 км) Станция Усьва - г. Чусовой (порядка 90 км) ЛОЦИЯ РЕКИ УСЬВА, СПЛАВ ПО РЕКЕ УСЬВА
Участок реки от станции Усьва до п. Мыс наиболее красив и интересен. Маршрут начинается от железнодорожного моста через реку, который расположен примерно в 1 км от станции Усьва. От железнодорожного моста до Столбов вдоль берега идет хорошая тропа.
Быстрым шагом до скал по ней можно дойти за час. Сразу за мостом по правому берегу высятся известковые скалы. Они, то подступают к воде, то отходят по крутому склону в лес. На расстоянии двух километров от железнодорожного моста вниз по течению на правом берегу находится уникальная пещера Первомайская. С воды она не заметна и располагается на поросшем лесом холме. И хоть от реки до пещеры всего метров двести, найти ее в первый раз довольно трудно.
Пещера имеет сначала достаточно широкий вход, переходящий в грот. В дальнем углу грота можно увидеть еле заметный проход. Этот проход представляет собой крутой спуск, дно которого иногда покрывает лед, по которому можно "прокатиться" и не без ущерба для здоровья, поэтому в этом месте понадобится веревка. Особый интерес представляет последний грот, дальняя стена которого украшена всевозможными подтеками и наростами. В этом же гроте имеется узкое отверстие протоки, ведущей до самой реки, и может быть, через некоторое время, вода размоет это отверстие и откроет для доступа новые достопримечательности.
красивые места Северного Урала После пещеры, ниже по течению примерно на километр, на левом берегу Усьвы появляется небольшая скала. Внутри скалы есть пещера с единственным гротом, в котором находится подземное озеро. Под входом в пещеру в реку с шумом впадает ручей с ледяной водой.
Еще через 3 километра на правом берегу открываются взору величественные 120-метровые скалы - Усьвинские столбы. На этом же берегу, не доходя до самих скал, есть множество мест для стоянок. Название растянувшегося скального массива определяют множество выступов, отделившихся от основной породы. Жемчужиной Столбов является 70-метровая скала "Чертов Палец", на самом деле напоминающая по своей форме палец великана. Чертов палец - это полностью отделившаяся скала, на которую взобраться можно только со специальным альпинистским снаряжением, используя нижнюю страховку.
Справа от камня Столбы наверх идет тропа на вершину массива, с которой хорошо просматривается долина реки Усьва. Впереди виден остров, делящий реку на два примерно равных рукава, камень Навислый, а вокруг - океан тайги. Подняться на самый верх массива довольно проблематично. Он как бы разделен на два яруса. Снизу идет поросшая редкой растительностью стена метров 10-15 высотой. Эта стена и является сложным и опасным барьером для подъема.
Выше стена переходит в поросшую деревьями и другой растительностью извилистую площадку, здесь же расположены основания отошедших от основного массива столбов, а еще выше расположена практически сплошная стена второго яруса. По краям массива нижняя стена спускается к земле, в этих местах нетрудно перейти на террасу между ярусами, по ней можно пройти и до Чертового пальца.
золотая осень на Урале Однако и этот путь не самый лучший, так как здесь есть частые завалы, кое-где имеются крутые наклоны с шатающимися камнями. Большинство групп предпочитает обходную тропинку, которая заходит на вершину массива с тыльной стороны, далеко обходя его края из-за плохо проходимых оврагов.
Тропинка начинается выше по течению от самих скал. Она не единственная в этом районе и поэтому, чтобы ее найти, проще спросить дорогу у других групп. Ориентиром для нахождения правильной тропинки могут служить две скалы, между которыми она проходит. Скалы находятся в стороне от реки, в глубине леса и их нелегко найти. С вершины массива к Чертовому пальцу можно спуститься по крутому спуску, первые метры которого уходят в расщелину, и человеку неподготовленному здесь придется туго. Здесь же есть небольшая пещера, расщелиной уходящая вглубь скалы. Наверху массива, в этом же районе, множество трещин и провалов, что может служить ориентиром для нахождения спуска.
Далее, вниз, щель переходит в хорошую тропинку, идущую вдоль стены второго яруса до самого Чертового пальца. После скалы, чуть ниже по течению реки располагается остров, делящий Усьву на два примерно равных рукава. Некоторые группы выбирают его для стоянки, но на нем не всегда можно найти достаточное количество дров. Дальше по течению, примерно через 3 км, на левом берегу реки открывается камень Навислый, а еще через 8 км, на правом берегу, скала Малое бревно, перед ним Усьва делает левый поворот, и отсюда же виден скальный массив - Большое бревно (60 м высотой), расположенный на левом берегу. От малого до большого бревна примерно километра два.
Перед Большим бревном Усьва делает правый поворот, у самой скалы река успокаивается и образует небольшой плес. Примерно посредине Большое бревно имеет вогнутую часть, здесь у самой скалы очень хорошее эхо. Напротив, на другом берегу, неплохое место для стоянки. На этом месте раньше располагалась деревня, сейчас же мало что напоминает о ней, разве небольшие углубления, оставшиеся от фундаментов да некоторая нехарактерная растительность. В июле-августе на этом месте цветет душица, прекрасная добавка к чаю.
Местность здесь достаточно открытая и, если посмотреть в противоположную сторону от реки и скалы, то можно заметить, так называемый, Панорамный камень - скалу, с которой в ясную погоду виден Большой Уральский хребет (высота скалы 150 м). Место хорошее для стоянки, но могут возникнуть проблемы с дровами, немного ниже по течению, километра три, встретятся не менее прекрасные места. Район, о котором пойдет речь дальше, пожалуй, наиболее привлекателен на всем маршруте. Огромная подкова из скал ограничивает правый берег изогнувшейся реки.
При подходе, сначала открывается скала, носящая название Стрельный или Козел, получившая свое второе название за форму вершины, напоминающей голову зверя. Автор этих строк склоняется к мысли, что она напоминает скорее голову медведя. Дальше скала продолжается и переходит в камень Омутный, стоящий высокой стеной на правом берегу, затем он в свою очередь переходит в скалу Бастионы, как крепость нависшую над рекой.
Напротив Омутного река успокаивается и образует омут (благодаря которому скала и получила свое название), а на левом берегу хорошее место для стоянки. В этом месте не нужно жалеть времени на изучение скал и окрестностей, ведь ниже по реке таких красивых мест уже не встретится.
река Усьва По скале в некоторых местах стекают ручьи, весной здесь падают небольшие водопады, а зимой образуются ледопады, где иногда проводятся альпинистские тренировки. Речной омут, пожалуй, самое глубокое место на Усьве. Окружающие скалы ограничивают поступающий свет, в некоторых местах скалы просто нависают над водой и карликовые папоротники тянутся стеблями вниз к воде, к отраженному свету. Омут подпитывается холодными ключами, поэтому в нем всегда достаточно холодная вода. В одном месте Омутный камень разбивает на две части крутой овраг, поросший кустарником и деревьями.
Он спускается до самой реки и при желании, по оврагу можно подняться на скалу, по верху можно пройти на Козел, а если двигаться в противоположную сторону, то можно выйти на Бастионы. Среди этих скал, Козел самая высокая скала, и с его вершины открывается прекрасный вид. Если смотреть вверх по течению, то можно увидеть, где-то там вдалеке камень Панорамный, а где-то под шапкой леса Большое бревно.
Сам же Козел, лучше всего просматривается с Омутного. На этих скалах встречаются грибы (например, белые) и ягоды (брусника, черника, шиповник), растет сибирская сосна (кедр). Если Вы расположились у омута, то сориентировавшись (или поднимаясь вдоль реки) можно пешком пройти на Большое бревно.
Напротив Омутного камня располагается множество стоянок, так как это место пользуется большой популярностью. За бастионами на левом берегу Усьвы видна небольшая скала Арка, здесь река широко растекается, течение быстрое, в засушливую погоду в этом месте довольно мелко. Через 2-3 км появляется большой остров, с широкой правой протокой. Остров имеет длину примерно 1-1.5 км.
Левая протока достаточно узкая, и ее можно даже не заметить. У входа в эту протоку на левом берегу Усьвы видны скальные выступы и здесь же начинаются небольшие поросшие лесом горы переходящие в сплошную стену. Стена на левом берегу тянется на многие километры, лишь примерно через 8 км появится первый лог, разделяющий ее надвое. Чуть ниже по течению появляются небольшие острова, а на правом берегу откроются отстоящие недалеко от реки холмы. От этого места до поселка Мыс остается 10-12 км. Местность до поселка холмистая, островов немного.
За 6-8 километров до Мыса начинаются покосы. Первые покосы начинаются на островах, затем они появляются и по берегам, там, где холмы отступают перед более пологой местностью. Перед поселком расположен большой остров. Если проходить его левой протокой, то на крутом левом берегу, на самом верху поросшего деревьями холма, можно заметить жилые дома. Сам поселок скрывается за этим холмом, хотя некоторые отдельные домики стоят у самой воды. После окончания острова, на левом повороте, берег становится более пологим и открывается поселок, спускающийся к реке. Поселок связан автобусным сообщением с городом Чусовой, а так же с поселком Бобровка, который находится ниже по течению. Здесь можно планировать окончание маршрута, если предварительно знать расписание движения автобусов.
В Мысу есть магазин. Поселок тянется вдоль реки километра на три, и почти в том месте, где поселок заканчивается, расположен автомобильный мост. Сразу за поселком довольно трудно найти место для стоянки. Правый берег крутой, а на левом покосы и выгоны для скота. Так как поселок часто проходят ближе к вечеру, то нужно учитывать, что хорошие стоянки появятся лишь через 6-8 км ниже поселка.
Участок Мыс - Бобровка (20 км) довольно прост при прохождении, мелей и перекатов становится гораздо меньше, Усьва на этом участке более спокойна, шириной метров 50-60. Островов немного, в основном острова встречаются сразу за поселком Мыс.
Перед Бобровкой, примерно в пяти километрах от нее, через реку перекинут деревянный мост. За мостом вскоре открывается сам поселок. Бобровка с реки видна издалека, перед ней Усьва широкая и спокойная.
В поселке есть магазин. Бобровка, как и поселок Мыс, связана с городом Чусовой автобусным сообщением. За поселком река Усьва извилистая и довольно спокойная. Через 8-9 км можно заметить отметки подземного газопровода, на него также указывают насыпи на обоих берегах и открытые пространства между деревьями. Еще примерно через 8 км на крутом левом повороте под холмом обнаруживается скальный выступ 15 м высотой и 30 м шириной. Наверху холма видно деревянное сооружение. За этим поворотом примерно через 1 км в направлении течения реки (чуть левее) можно заметить телевышку города Чусового. Телевышку заметить довольно непросто и в следующий раз она будет видна не скоро.
Далее Усьва довольно спокойная, множество плесов, в которых можно встретить кувшинки, иногда крупные острова разбивают медленную реку. Через 6 км встретится натянутая над рекой высоковольтная ЛЭП. После река Усьва несколько меняет свой характер. Местность становится более открытой. Река иногда делает резкие повороты и образует прижимы к своим берегам, а также островам, количество которых увеличится. Такой характер сохранится почти до Чусового.
река Усьва, Чусовой Через 5 км от ЛЭП на резком левом повороте открывается еще один скальный выступ. Сверху на нем глинистые слои, а на самом верху растут деревья. Еще через 9-10 км в Усьву слева впадает река Вильва. Над Вильвой проходит железнодорожный мост. Здесь Усьва делает большую петлю и дальше уже течет медленно, широко растекаясь, сохраняя такой характер до автомобильного моста.
За ж.д. мостом через Вильву находятся первые дома города Чусового, здесь же остановка для электропоездов (6-й километр Углеуральского направления). Маршрут можно закончить в этом месте или двигаться по реке дальше и закончить его за автомобильным мостом. Неподалеку от автомобильного моста находится автобусная остановка, по дороге часто проходят машины. Отсюда не составляет большого труда добраться до железнодорожной станции. В отличие от многих других маршрутов, заброска на Усьву отличается относительной простотой.
При использовании железной дороги можно доехать до станции Усьва, откуда до реки останется примерно полкилометра. До реки можно добраться, идя вдоль основной железной дороги, до железнодорожного моста (при начале движения станция остается справа). Вскоре покажется река (Усьва на этом участке имеет ширину метров 20-30) с растянувшимся по ней поселком. Здесь можно перейти на левый берег, или идти дальше вдоль железной дороги по правому берегу (относительно течения). Недалеко от порога железная дорога немного отклоняется от реки, и к воде необходимо будет спускаться по наклонным тропинкам. Отъезд проще всего осуществить, закончив маршрут неподалеку от ст. 6 км, расстояние от реки до железной дороги составляет чуть более 100 метров.
Маршрут можно закончить в этом месте или двигаться по реке дальше и закончить его за автомобильным мостом. Неподалеку от автомобильного моста находится автобусная остановка, по дороге часто проходят машины. Отсюда не составляет большого труда добраться до железнодорожной станции. В аварийной ситуации с маршрута можно сойти в поселках Мыс и Бобровка.
Из них регулярно ходят автобусы до Чусового. Как добраться? КАК доехать?
Есть несколько вариантов начала сплава. Можно начать сплав с самых верховий – от поселка Средняя Усьва. Для этого сначала нужно доехать на машине или поезде до станции Теплая Гора, затем на машине повышенной проходимости 70 километров по грунтовой дороге в северном направлении до поселка Средняя Усьва.
Летом верховья реки сильно мелеют, поэтому от Средней Усьвы лучше плыть весной. Летом начинать сплав лучше от поселка Безгодово. До него можно доехать на машине через Чусовой, Гремячинск, Усьву, Шумихинское. До Безгодово раз в сутки ходит автобус из Гремячинска.
Для новичков проще всего будет сплавиться по самым красивым местам от поселка Усьва до поселка Мыс (для сплава по этому участку хватит двух дней). Д
о Усьвы можно легко добраться на поездах или электричках, следующих через Губаху, Кизел, Березники. От станции Усьва до реки – менее километра. В нескольких километрах от Усьвы перед вами отроется самая грандиозная скала – Усьвинские Столбы. Здесь стоит обязательно остановиться и совершить экскурсию на вершину.
С высоты открывается по-настоящему потрясающий вид на реку, лес, скалы. Это место никого не оставляет равнодушным. От поселка Мыс до города Чусового ходит автобус. От города Чусовой ходят поезда до Перми и Нижнего Тагила.
Если вы располагаете достаточным количеством времени, то можете сплавиться до города Чусового. Для сплава от Усьвы до Чусового понадобится пять-семь дней. Скал ниже поселка Мыс уже практически нет, но берега по-прежнему живописные.
Недалеко от поселка Усьва также находятся скалы Каменный Город. В поселке Усьва есть база отдыха "Усьва", на которой можно остановиться.
Телефон: (342) 298-81-00.
Есть баня, возможны аренда снегоходов, лодок, экскурсии, рыбалка на реке. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПОХОДА ПО РЕКЕ УСЬВА
(АВТОР: Владимир Сибирцев)
Хороша и известна на Урале река Белая (побывать на которой я, безусловно, рекомендую всем, кому в походах интересно не столько преодоление всякоразных сложностей, сколько красота Природы; и речь о которой ещё пойдёт ниже). Но тем, кто хочет увидеть не только горную, но и по-настоящему таёжную дикую реку, советую я побывать ещё и на Усьве. Находится она на Среднем Урале; на границе Свердловской и Пермской областей (местное время: + 2ч к Московскому). Категория сложности: 2-3. Ходовых (т.е. рассчитанных на 6-8 часов "чистого" - без учёта длительных остановок на обед, осмотр окрестностей и т.п. - ходового времени) дней: 8-11. Проходима с мая по сентябрь на байдарках, катамаранах, надувных лодках.
Добраться туда достаточно легко. Из Москвы, Питера, Кирова садишься на поезд, идущий через Пермь на Нижний Тагил, и едешь на оном до станции Тёплая гора, откуда либо рейсовым автобусом (летом 2004 г это был фургон на базе "Урала", ходивший в 19 ч по понедельникам и пятницам), либо, наняв машину, едешь 70 км по грунтовой дороге до пос. Средняя Усьва. Посёлок этот ещё недавно (когда тут велись активные лесоразработки) был большим и оживлённым (в него даже от ст. Вижай вела железная дорога, которую в прошлом году разобрали), а теперь становится всё более и более заброшенным (так что продукты в нём закупать - не советую даже и планировать). Там же от здания почты до реки примерно 1 км (если идти на юг по остаткам железной дороги) или 2,5 км (если идти по автодороге на северо-запад; но зато при этом придётся км на 6 меньше плыть по реке).
В начале пути Усьва шириной метров 5, мелкая (если не по "большой" воде - в паводок или после дождей), быстрая (скорость течения, как правило, от 5 до 12 - на частых перекатах - км/ч), извилистая, с чистой, холодной, прозрачной водой (сквозь которую практически везде видно дно, сплошь выложенное красивыми жёлтоватыми камнями), обилием каменистых "пляжей" (заливаемых опять-таки по "большой" воде) и берегами, поросшими густым и глухим еловым лесом с примесью пихты, кедра (точнее, сибирской сосны), берёзы, рябины и т.п.
Но уже в конце 1-го дня пути, после впадения правого большого притока, она (Усьва) становится вдвое шире и глубже. Соответственно, серьёзней становятся и шиверы с перекатами, так что по крайней мере на 2-ой и 3-ий дни пути советую получше задраивать свои суда (по крайней мере, если это байдарки) и привязывать к ним вещи, хотя и быть готовым выскочить из сих судов в любую минуту - поскольку если вас навалит на камень, то утонуть вы и без спасжилета вряд ли утонете (если это не в начале мая, когда воды много и она не просто, а очень ещё холодная), а вот вещи вымочить или утопить или судно заломать (особенно, опять-таки если это байдарка) вполне можно.
К концу 2-го дня пути лес немного отходит от воды, и становятся видны ранее скрытые им от вас окружающие горы. А когда на левом берегу км в 6 от реки станет видна большая безлесая вершина (Сев. Басег ~ 900 м), а на правом совсем рядом - гряда каменных столбов, то советую остановиться и сходить на следующий день в обе стороны. Затем, можно двигаться дальше (не забывая при этом любоваться окружающими вас горно-таёжными пейзажами) и через 1,5-2 дня пути, миновав левые притоки Усьвы - Малый и Большой Басег (на последнем я видел чёрного соболишку, который, нагло игнорируя меня, проскокал мимо, переплыл речку и скрылся в лесу), добраться до первой на реке после Средней Усьвы деревни - Безгодово.
Там до 20 ч работает магазин, ходит раз в день автобус в пос. Гремячинск, и начинаются открытые склоны и скальные стенки, с которых открываются красивые виды на реку. После посёлка по "малой" воде (например, в жаркую серидину лета) снова начинаются частые мели, на которых суда приходится проводить. Горы же подступают всё ближе к реке. Отсюда примерно день пути до пос. Громовой (который, по большому счёту, и не посёлок вовсе, а типа дачных выселок при большом посёлке Юбилейном, стоящем в стороне от реки - так что магазин, например, там искать бесполезно).
А оттуда ещё часа 2 хода до насосной станции при пос. Шумихинский (2 км в гору по дороге от правого берега… там есть магазины, автобус, асфальтовое шоссе, большие каменные дома и т.д.). Тут советую сделать остановку и сходить посмотреть каменные "столбы" (по тропе сразу перед - по течению - насосной станцией на правом берегу). Дальше, ещё через пару часов ходового времени - пос. Усьва, также расположенный в весьма живописном месте (советую сделать остановку и прогуляться - особенно, по дороге или тропе вверх по течению реки и в гору по левому берегу - там краисвые виды как на саму реку, так и на каменные осыпи на склонах хребта и на каменные же "столбы" на его вершине). А где-то ещё через час после железнодорожного моста начинается первая из больших (м по 200 высотой и 700 шириной) скальных стенок.
Всего их тут на протяжении 4 км - четыре. И здесь тоже советую не спешить, а облазать каждую, как и я, вдоль и поперёк. От последней из оных стенок день хода до дер.Мыс (где есть магазин, и ходит в г.Чусовой автобус); откуда ещё день хода до дер.Бобровка (по берегам скальных стенок тут больше не встречается, но залесённые горы и река, всё такая же чистая и быстрая - весьма живописные); а оттуда день до железнодорожного моста через р.Вильву (левый приток Усьвы), где и советую заканчивать маршрут, разбирать суда и на поезде (идёт в 5-30, 10, 15 и 20 ч) ехать 6 км до г.Чусовой… в котором, сев на тот же поезд, на котором и приехали, но идущий уже из Нижнего Тагила ехать обратно домой. Если же времени у вас имеется больше, чем для "чистого" прохождения реки, то можно:
Во-первых, сделать дополнительных 2-3 целых или полу-днёвки для осмотра окрестностей. Во-вторых, доплыв по р.Усьве до конечного пункта маршрута - г.Чусовой, сесть на электричку (идут, в основном, по утрам), доехать до ст. Кын, после чего на автобусе либо машине проехать 12 км по "большаку" до реки Чусовой (речь о которой ещё пойдёт ниже… при этом, если рассчитывать на машину, то лучше доехать на электричке до ст. Рассоленки - тогда Вы не пропустите ни места впадения реки Серебрянки в Чусовую, откуда Ермак начинал свой поход на Сибирь, ни самую большую на р.Чусовой скальную стенку) и проплыть по ней ещё дней 5-6 опять-таки до г.Чусовой. В-третьих, снова сесть на электричку, доехать вновь до ст. Тёплая гора, прямо откуда по р.Койва проплыть ещё дней 5-6 до г.Чусовой.
И так - хоть всё лето (поскольку, например, в том же районе есть ещё один маршрут по р.Косьва; я сам по оной пока не ходил, но речка, говорят, тоже неплохая). Кроме того, в Чусовом, советую, подняться от вокзала (его тут сделали новый, по евростандартам - со стеклопакетами, компьютерной справкой и т.д. - не то, что в 2000 году или даже нынче, в 2004, в Н.Тагиле) в гору и пройтись на север вдоль Нижне-Тагильской железнодорожной ветки. Также на электричке (5 часов от Чусового, либо 3 от ст. Тёплый стан, где начинался описываемый маршрут) можно доехать и до Нижнего Тагила.
В отличие от Перми, (где мне понравились только "сад камней" возле вокзала и набережная р.Камы) это довольно неплохой город. В нём есть и большое красивое водохранилище с парком на берегу; и горы вокруг (на одной из которых хорошая смотровая площадка с часовней); и как минимум, 3 больших, красивых собора; и завод-музей горного дела 17-20 веков (давно я, ездя по России и смотря на наши заводы, больше половины из которых только для музея и годятся, мечтал увидеть такое); и сама по себе вполне приличная городская архитектура…
Отредактировано Доронин Дмитрий (2018-04-11 13:03:48)